Основы массажа для маленьких

Внимание и ласка – залог здоровья Вашего малыша

Комплекс массажа от 1 до 3 месяцев

Комплекс массажа от 3 до 4 месяцев

Комплекс массажа от 4 до 6 месяцев

Комплекс массажа от 6 до 9 месяцев

Комплекс массажа от 9 до 12 месяцев

 

Чем больше внимания мама уделяет малышу, тем лучше он развивается - эта истина уже давно перешла в разряд прописных. Кроха получает большое удовольствие, когда родители берут его на руки, поют колыбельную или вместе с ним рассматривают яркие картинки. Еще одним не менее приятным способом Вашего общения с ребенком может стать несложный массаж, с приемами которого мы хотим Вас познакомить.

Простой массаж, который любая мама может легко освоить, имеет широкий спектр действия - от укрепления иммунной системы ребенка до успокаивающего эффекта. Он улучшает циркуляцию крови, стимулирует пищеварение, положительно влияет на нервную систему, тонизирует мышцы.

Кроме того, во время массажа мама и малыш находятся в тесном контакте, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии обоих. Педиатры видят пользу от массажа и в том, что во время него родители учатся правильно понимать потребности своего ребенка. Выполняя массаж, внимательно прислушивайтесь к сигналам малыша и старайтесь правильно реагировать на них.

Массаж не относится к числу обязательных и неотложных дел, таких, как прогулка или купание, поэтому ведущая роль принадлежит здесь ребенку: если ему не нравится то, что вы делаете, вы должны остановиться, и это станет своего рода ответным сигналом маленькому существу, что мир реагирует на его требования.

 

Рекомендации

Перед началом сеанса проветриваем комнату. Надо позаботиться о том, чтобы температура в комнате была не ниже 22о С. После этого готовим «поле действий». Обычный стол покрываем вчетверо сложенным одеялом, клеенкой (на случай всяких неприятностей) и пеленкой.

Затем моем руки теплой водой и насухо вытираем (они обязательно должны быть теплыми), снимаем все украшения (кольца, браслеты). Разумеется, ногти должны быть коротко острижены. Надо нанести на руки детский крем или увлажняющий гипоаллергенный, например крем «Бепантен», чтобы не поранить кожу малыша.

Заниматься массажем лучше днем, не менее чем через час после кормления. Непосредственно перед кормлением и после купания делать массаж не рекомендуется. Нельзя также выполнять эту процедуру и в том случае, если малыш плохо себя чувствует, а также, если занятия вызывают у него негативные эмоции: кроха плачет, морщится, сопротивляется. Во время всего сеанса малыш должен быть спокойным, с ним надо ласково разговаривать, следить за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (недовольные гримасы, плач) нужно прекратить занятия.

Помните, что делать массаж грудничку надо совсем не так, как взрослому. Малыша надо массировать легко, без нажима. Всегда держите под контролем степень прилагаемых усилий: каждое движение должно быть медленным и очень нежным. Иногда бывает достаточно лишь прикоснуться одним пальцем.

Если кожа малыша слишком чувствительна и ваши прикосновения его раздражают, остановитесь. Может быть, он еще слишком мал. Подождите некоторое время – скоро это пройдет. Если во время первого сеанса вы заметили, что ребенок задерживает дыхание, отложите массаж на несколько месяцев, пока его нервная система полностью не разовьется.

 

Основные приемы массажа

В этом возрасте повышен тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы. Поэтому проводят только легкое поглаживание, растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врожденных рефлексов (подошвенный, спинной, ножной и другие).

 

1. Массаж рук.

Исходное положение ребенка: на боку, ногами к краю стола. Поглаживание. Левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 6-8 раз.

 

2. Массаж живота.

Исходное положение: на спине. Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.

 

3. Массаж ног.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Поглаживание. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра. 4-6 раз,

"Внутреннюю поверхность бедра не массируют.

 

4. Рефлекторное упражнение - разгибание позвоночника (спинной рефлекс).

Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Разгибание вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Выполняют по 2-3 раза в положении на правом боку и на левом.

 

5. Массаж спины

Применяют ребенку с 2-месячного возраста. Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Поглаживание. Производят поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук 4-6 раз.

 

6. Рефлекторное упражнение - поднимание головы (рефлекс положения).

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Ребенка приподнимают над столом на правой ладони, вытянутые ноги его поддерживают левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад и разгибание спины. 1-2 раза.

 

7. Массаж стоп.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, а затем растирание - 2-3 раза.

б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз.

 

8. Рефлекторное упражнение - сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Одной рукой слегка приподнимают ноги ребенка, захватив их выше голеностопного сустава, и указательным пальцем другой руки слегка надавливают у корня пальцев на подошву ребенка, чем вызывают рефлекторное сгибание пальцев; затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги. 3-4 раза.

 

9. Рефлекторное упражнение - потанцовывание (ножной рефлекс).

Исходное положение: ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. 4-6 раз.

Общая продолжительность занятия - 5-6 минут.

 

11. ПОЛЗАHИЕ (pефлектоpное).

Исходное положение: pебенок лежит на животе. Согнyть ноги pебенка и соединить стопы так, чтобы они yпиpались в ладонь взpослого. Подталкивать подошвы согнyтых ног, в pезyльтате чего pебенок бyдет отталкиваться ими и стаpаться пpодвинyться впеpед.

 

КОМПЛЕКС МАССАЖА И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ 3 ДО 4 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте уже устанавливается равновесие тонуса мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, что дает возможность ввести в комплекс пассивные движения для рук.

Ребенку старше 3 месяцев при массаже кроме поглаживания и растирания вводят разминание.

 

1. Массаж рук.

Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Поглаживание. Левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 6-8 раз.

 

2. Скрещивание рук на груди - упражнение пассивное.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибают руки ребенка и отводят их в стороны. 4-6 раз.

 

3. Массаж живота.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.

б) Растирание. Производят основанием ладони одной руки. 2-3 раза.

Нельзя массировать область печени (правое подреберье).

 

4. Массаж ног

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 6-8 раз.

б) Растирание. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 5-6 раз.

o Внутреннюю поверхность бедра нельзя массировать.

в) Растирание голени. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к колену. 4-6 раз.

 

5. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево.

Исходное положение: на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой за согнутую в локте правую руку малыша, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой - согнутую в локте левую руку малыша. 1 -2 раза в каждую сторону.

 

6. Массаж спины.

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.

а) Поглаживание. Производят пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук.

б) Растирание. Производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. 4-6 раз.

в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) обеих рук в виде полукружных движений с умеренным нажимом. 4-6 раз.

 

7. Рефлекторное упражнение - разгибание позвоночника и ног.

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Взрослый, подводя одну руку под живот, а другой удерживая за ноги, поднимает ребенка над столом. При этом происходит разгибание позвоночника и ног. 2-3 раза.

 

8. Массаж стоп

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание стоп. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз:

б) Растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят растирающие движения. 2-3 раза.

в) Вибрация. Полусогнутыми пальцами руки похлопывают по стопе ребенка. 4-6 раз.

 

9. Рефлекторное упражнение - отведение и приведение стоп.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Пальцем правой руки проводят с легким нажимом по краю и вокруг стопы ребенка, начиная от большого пальца (отведение) и вокруг всей стопы, затем начиная от мизинца и вокруг всей стопы (приведение). 2-4 раза.

 

10. Рефлекторное упражнение - потанцовывате (ножной рефлекс).

Исходное положение: ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно Выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. 4-6 раз.

Общая продолжительность занятия - 6-8 минут.

 

КОМПЛЕКС МАССАЖА И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте, между 4 и 5 месяцами, уже нормализуется тонус мышц нижних конечностей, и поэтому вводят пассивные упражнения для ног.

С укреплением шейных мышц к 4-месячному возрасту проявляются уже новые рефлексы (в исходном положении на спине - "парение").

 

1. Массаж рук.

Исходное положение: на боку, ногами к краю стола.

а) Поглаживание. Поднимают одной рукой вверх руку ребенка, ладонью другой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 4-6 раз.

б) Растирание. Производят так же, но слегка сдвигая кожу.

 

2. Скрещивание рук - упражнение пассивное.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим производят разгибание рук ребенка с отведением их в стороны. 6-8 раз.

 

3. Массаж живота

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.

б) Растирание косых и прямых мышц живота. Производят основанием ладони одной руки. 3-4 раза.

в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев. 2-3 раза.

 

4. Рефлекторное упражнение - сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине - "парение" (рефлекс положения).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Взрослый, взяв ребенка под спину и ягодицы, приподнимает его на ладонях над столом и удерживает на весу. При этом происходит рефлекторное сгибание туловища, ног и наклон головы вперед. 1-2 раза.<

 

5. Массаж ног

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, а затем растирание - 2-3 раза.

б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз.

в) Поглаживание голени и бедра. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 6-8 раз.

г) Растирание голени и бедра. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра. 5-6 раз.

o Внутреннюю поверхность бедра нельзя массировать.

д) Растирание голени. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу. 4-6 раз.

е) Разминание голени. Производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев рук одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении от стопы к коленному суставу. 2-3 раза.

 

6. "Топание" - упражнение пассивное

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают ладонями голени ребенка, сгибают его ноги в тазобедренных и коленных суставах, после чего опускают попеременно стопы на стол. 8-12 раз.

 

7. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах - упражнение пассивное.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах. 2-3 раза.

 

8. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за его прямые ноги, а левой - за его согнутую в локте правую руку путем поворота таза стимулируют поворот ребенка со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой - его согнутую в локте левую руку. 1 -2 раза в каждую сторону.

 

9. Массаж спины и ягодиц

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.

а) Поглаживание. Производят двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук 4-6 раз.

б) Растирание. Производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. 4-6 раз.

в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца), в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. 4-6 раз.

г) Вибрация. Производят похлопывание ягодиц. 2-3 раза.

 

10. Рефлекторное упражнение -разгибание позвоночника и ног - "парение" (рефлекс положения).

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит ладони рук под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание тазобедренных суставов и позвоночника при отклонении головы назад. 1-2 раза.

 

11. Массаж грудной клетки

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание. Производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам.4-6раз.

б) Растирание. Согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра. 2-3 раза в каждом межреберье.

в) Содействие углублению дыхания. Грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Прием проводят в медленном темпе. 4-6 раз.

 

12. Попеременное сгибание и разгибание рук - упражнение пассивное

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую. 6-8 раз.

 

13. Присаживание - упражнение пассивное

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть. 2-3 раза.

 

14. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за выпрямленные ноги, а левой - за согнутую в локте правую руку ребенка, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой - его согнутую в локте левую руку. 1-2 раза в каждую сторону.

 

15. Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе - упражнение пассивное.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах - сначала медленно, потом ускоряя до бега. 6-8 раз. Затем производят сгибание обеих ног и их разгибание. 4- 6 раз.

 

16. Приподнимание ребенка на ноги - упражнение пассивное.

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Дав ребенку обхватить указательные пальцы взрослого, слегка отводят детские руки, согнутые в локтях, назад. Поддерживая ребенка под локти, побуждают его подняться - сначала на колени, потом на ноги. 2-3 раза.

 

17. Массаж стоп

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, затем растирание - 2-3 раза.

б) Поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава - 4-6 раз, затем так же растирают - 2-3 раза.

в) Вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы. 4-6 раз.

 

18. Переступание-упражнение активное.

Исходное положение: ребенка ставят лицом к взрослому. Поддерживая малыша обеими руками под мышки, побуждают его к переступанию, и он делает 3-6 шагов.

Общая продолжительность занятия - 8-10 минут.

 

КОМПЛЕКС МАССАЖА И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте нарастает развитие произвольных движений, и в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию.

 

1. Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах - упражнение пассивное

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз. 4-6 раз.

 

2. Массаж живота.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание. 5-6 раз.

б) Растирание. Производят основанием ладони одной руки. 2-3 раза.

Нельзя массировать область печени (правое подреберье).

 

3. Поднимание прямых ног - упражнение пассивное

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватив голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, фиксируя остальными пальцами колени, приподнимают прямые ноги ребенка до вертикального положения и опускают их. 4-6 раз.

 

4. Массаж стоп.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, затем растирание - 2-3 раза.

б) Поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава - 4-6 раз,

затем так же растирают - 2-3 раза.

в) Вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы. 4-6 раз.

 

5. Круговые движения ног в тазобедренных суставах - упражнение пассивное.

Исходное положение: на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает ноги за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны. 4-6 раз.

 

6. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево.

Исходное положение: на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой - за согнутую в локте правую руку ребенка путем поворота таза стимулируют к повороту со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить стопы ребенка, а правой - его согнутую в локте левую руку. 1-2 раза в каждую сторону.

 

7. Отведете плеч назад до сведения лопаток-упражнение пассивное.

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Малыш обхватывает указательные пальцы взрослого, при этом детские руки обращены ладонными поверхностями к его груди. Взрослый отводит руки малыша назад до сведения лопаток. 1-3 раза.

 

8. Сгибание и разгибание ног - упражнение пассивное

Исходное положение: на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на столе. Сгибание и разгибание ног, не отрывая стопы от поверхности стола. 3-5 раз.

 

9. Ползание - упражнение активное, с помощью взрослого

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Перед ребенком кладут яркую игрушку. Взрослый фиксирует рукой стопы ребенка, ноги которого согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку под грудь ребенка, сам продвигает его вперед. 4-6 раз.

 

Общая продолжительность занятия - 8-10 минут.

 

КОМПЛЕКС МАССАЖА И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ

Этот возраст характеризуется значительным развитием активных координированных движений, подготовляющих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе, поэтому некоторые упражнения даются из исходного положения стоя. Для стимулирования большей активности в этом возрасте применяют упражнения с предметами (кольца, палочки).

 

1. Общий массаж.

 

а) Массаж рук.

Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Поглаживание и растирание. Левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание - 3-4 раза, в направлении от кисти к плечу, затем растирание - 2-3 раза.

 

б) Массаж живота.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание. 5-6 раз.

Растирание. Производят основанием ладони одной руки. 2-3 раза.

Нельзя массировать область печени (правое подреберье).

 

в) Массаж ног

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

Массаж пальцев. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы ребенка в отдельности и производят поглаживание - 4-6 раз, а затем растирание - 2-3 раза.

Массаж стоп. Поддерживая указательны ми пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава - 4-6 раз, после этого застирают - 2-3 раза.

Затем поглаживают, растирают и поколачивают подошвенную поверхность стоп. Каждый из приемов повторяют 2-3 раза.

Массаж бедер и голеней.

Поглаживание. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по передней, наружной и задней сторонам голени А бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 4-6 раз.

Растирание. Ладонью производят мелкие растирания по передней, наружной и задней сторонам голени и бедра. 2-3 раза.

Внутреннюю поверхность бедра нельзя массировать.

Растирание голени кольцевидное. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу. 2-3 раза.

Разминание голени производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении к коленному суставу. 2-3 раза.

 

г) Массаж грудной клетки

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.

Поглаживание. Производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам. 4-6 раз.

Растирание. Согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе сторо ны от грудины, не нажимая на ребра. 2-3 раза в каждом меж-реберье.

Для углубления дыхания грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Прием проводят в медленном темпе. 4-6 раз.

 

д) Массаж спины и ягодиц .

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.

Поглаживание. Производят двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук. 4-6 раз.

Растирание. Производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. 4-6 раз.

Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев в виде спиралевидных движений с умеренным нажимом. 2-3 раза.

Вибрация. Похлопывают ягодицы. 2-3 раза.

 

2. Поднимание прямых ног - упражнение активное.

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. На высоте прямых ног ребенка взрослый держит палочку и побуждает его словами "выше, выше" дотянуться до нее ногами. 2-3 раза.

 

3. Вставание на ноги - упражнение активное, с помощью взрослого.

Осуществляется из любого положения по просьбе взрослого. Взрослый слегка корригирует движения, помогая ребенку встать. 1 -2 раза.

 

4. Наклон и выпрямление туловища в положении стоя -упражнение активное.

Исходное положение: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У ног ребенка кладут игрушку, удобную для захватывания. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его за живот. Словами "возьми, возьми" ребенка побуждают наклониться и, взяв игрушку, снова выпрямиться. 2-3 раза.

 

5. Доставание игрушки - упражнение активное

Исходное положение: стоя спиной к взрослому. Взрослый одной рукой удерживает малыша за живот, а в другой держит игрушку на высоте вытянутых рук ребенка. Ребенок должен достать игрушку. 4-6 раз.

 

6. Попеременное сгибание и разгибание рук "локтевых суставах- упражнение активное, с помощью взрослого.

Исходные положения: лежа, сидя, стоя лицом к взрослому. Ребенку дают обхватить небольшие кольца, которые держит взрослый, и производят сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. При сгибании одной руки разгибают другую. 5-6 раз каждой рукой.

 

7. Приседание-упражнение активное.

Исходное положение: стоя лицом к взрослому. Взрослый придерживает ребенка за обе согнутые в локтях руки и побуждает его к приседанию словами "присядь, присядь", "стань маленьким". 2-3 раза.

 

8. Ходьба - упражнение активное.

Ребенок передвигает маленький стульчик, держась обеими руками за его спинку, и шагает за ним. 1-2 минуты.

Общая продолжительность занятия -12-15 минут.

 

www.bibicall.ru